Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
05:00 

«Тема для размышлений»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Проверяю почту и, разумеется, одним глазом кошусь в новости. А там вот такая прелесть: news.rambler.ru/8107412/
Не то, что бы меня так уж сильно волновало высшее образование в России. Точнее будет сказать: не сильнее, чем все остальные беды в стране, где одна на другой сидит и третьей погоняет. Скажу больше (благо, не слышит меня научрук): карьера в вузе у меня в жизненных планах не числится. Разве что как приятное хобби в свободное время, потому что мне доставляет удовольствие общение со студентами и просто мысль, что можешь чему-то научить других. Но это так, к слову. Я же по поводу новости.
Интересная вырисовывается картина: с полгода тому назад СМИ начали активно муссировать страшные слухи о том, как четверть всех преподавателей высшей школы пойдёт лесом. Ибо демографический кризис, просто бездонная яма, учить попросту некого – следовательно, профессора, доценты и иже с ними нам задаром не нужны. Признаться, я ждал чего-то подобного с тех самых пор, как первая такая мутная весточка проскочила на Рамблере. Теперь дождался.
Хорошо, не вопрос: кризис есть кризис, что с ним поделать, и вроде даже не нынешней власти вина. Но разве проблема только лишь в кризисе? Ох, не удержусь от провидческих для сегодняшней России слов Булгакова: «Разруха не в клозетах, а в головах!» (с) Вы ведь только взгляните: rusk.ru/newsdata.php?idar=730507 Фраза-то не просто в народ пошла, фразу эту пафосно произносят те, о ком и высказывался доброй памяти профессор Преображенский. Парадокс из парадоксов!
Так вот, о мухах и котлетах. Клозеты в данном случае это как раз то, во что превращается высшее образование в России. Частично – уже превратилось, с лёгкой (лёгкой ли?!) руки политической элиты последних двадцати-тридцати лет. Головы – ну, с головами дело ясное, что дело тёмное… И, увы, даже биение себя по затылку здесь не поможет.
Что такое вуз сегодня? Заведение, существующее на серьёзной дотации у студентов-контрактников. Бюджетных мест – в разы меньше, из этих разов львиная доля (минимум треть) расписаны под родственников, «особых» и иже с ними. Контрактники, как ни странно, в большинстве своём идут получить знания, или хотя бы корочку. Из «особых» за знаниями не ходит никто, более того (сам был студентом, сам видел) – им на знания по большому счёту класть с прибором. И когда такое свиное рыло в калачный ряд влезает, невольно думаешь, что вот родители А., Б. или В. платят за обучение дочки/сына немаленькую сумму, более того, студент/студентка сами тянутся и стараются, и даже переживают на сессии. Хотя контрактников всегда отчисляют в последний момент и с такими «хвостами», что павлин позавидует. Переживает человек за что? За то, что он получает в качестве образования и – последний пережиток детства! – за хорошие отметки. Хотя диплом у нас в стране в последнее время тоже стал мало кому нужен: умный работодатель требует конкретных навыков и практических знаний, дурак же… ну, не будем о грустном.
Это студенты. «А судьи кто?» (с) На кафедрах молодых (относительно) преподавателей можно пересчитать по пальцам, часто даже одной руки. В руководящем составе таковых вовсе зачастую не найдёте – понятное дело, ректором или деканом без выслуги лет не становятся, но вот завкафедрой… Здесь, похоже, принцип Николая Васильевича остался неизменным: «Уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят». Хоть и сказано было в другом отношении.
Так вот, идея отправить на заслуженный почётный отдых профессоров, давно и уверенно перешагнувших пенсионный возраст, лично у меня возражений не вызывает. В конце концов, круговорот – одна из основ жизни и всей природы, и сорок-сорок пять лет работы на благо родного вуза, сотни выпущенных студентов, десятки аспирантов… вроде бы более чем достаточно, чтобы человек с гордостью оглядывался на пройденный путь и отдыхал от забот на склоне лет. Впрочем, от забот у нас, увы, отдохнуть чаще всего не получается, ибо тут уже встаёт вопрос пенсии и пенсионных фондов, а это бардак почище даже высшего образования. Но допустим: ветераны ушли на покой. И кто остался? О, здесь уже начинается самое интересное.
Ведь молодых преподавателей в вузах с каждым годом всё меньше и меньше. Всего лишь по маленькой, но весомой причине: они не хотят идти в науку за нищенскую зарплату и эфемерный почёт. Именно что эфемерный, ибо, если сравнить с отношением в советское время и в нашу эпоху – увы, наша ощутимо проигрывает. Кто такой преподаватель вуза в сознании среднестатистического гражданина? По большей части личность, не устроившаяся в какой-то явно «доходной» сфере, потому подло промышляющая взятками и вымещающая на студентах все свои комплексы. Есть ещё такое представление: человек серьёзный, умный и интересный. Чаще всего такой человек помимо вуза имеет одну-две-три работы на стороне, и крутится, как белка в колесе. Наконец, нередко мне доводится слышать от самых разных людей определение вроде: «Мученики они. За гроши стараются хоть как-то сохранить знания для новых поколений». А ведь не совсем уж неверное высказывание, не находите?
Так вот, молодых – нет. Самые «молодые» это те, кто в вузах проработал по 10-15, иногда 5-8 лет. Редкие экземпляры аспирантов, которые всяческими чудесами остаются работать после защиты кандидатской, не в счёт. Когда я поинтересовался у одного такого кандидата наук, сколько ему полагается как молодому преподавателю, он с горечью махнул рукой и назвал цифру (со всеми премиями, надбавками и при загруженности почти в полную неделю): шесть тысяч с хвостом. Округляем – семь. Вчера на рынке объявление: «Требуется дворник. Зарплата 9000». Ага?
Я уж не говорю о том, что аспиранты, на которых вообще-то по логике вещей возложена миссия продолжения и развития, сами вынуждены едва сводить концы с концами. Ибо когда-то легендарная аспирантская стипендия сегодня аккурат равна стипендии студента-отличника. С той лишь разницей, что её нет нужды защищать каждую сессию. Полторы тысячи рублей. Кто сказал, что на эти деньги можно вообще жить, не говоря уже о том, чтобы обзаводиться семьёй, воспитывать детей? Вывести из строя и расстрелять. А кто сказал, что аспирант с голодным брюхом и пустым карманом должен уделять время науке и только науке? Что у него на первом месте не будет работа (а то и две), жена, ребёнок и мечты о своей квартирке, а хорошо бы с машинкой. И уж только потом, как там руки дойдут – кандидатская? Поднять и расстрелять повторно!
Все расценки, разумеется, наши, провинциальные. Только ведь Россия и есть одна большая провинция…
Было бы смешно, если б не было так грустно. Что же дальше? Ситуация вполне предсказуемая, по крайней мере, в общих чертах. Разгонят к чертям собачьим почётную когорту пенсионеров, не будут набирать молодых. Сократят аспирантские места (а в аспирантурах уже повсеместно введено такое же платное отделение, как и для студентов вузов). Закроют или сольют один с другим часть вузов. Пройдёт демографический спад, начнётся подъём – но учить уже будет попросту некому. Невозможно быстро и качественно воспитать новый преподавательский состав, по мановению палочки в 1-2 года восстановив то, что копилось десятилетиями, и было похерено нашими «реформаторами».
Дадут ли эти меры больше бюджетных мест для студентов? Сомнительно.
Дадут ли они повышение зарплаты преподавателям? Если только несущественное.
Дадут ли они новые библиотеки, оборудование, качество образования, уважение российских дипломов на мировом уровне? Скорее, как и до сих пор будет принцип затыкания части дыр из бюджета, а дальше выкручивайтесь, как хотите. Что до остального – не делайте мне смешно!
Потом? А потом, дамы и господа, будет ад, в который Россия спокойно и планомерно движется уже не первый год. Только выкарабкиваться обратно, когда начнут поджаривать, будет ой как трудно.

@настроение: "Печально я гляжу на наше поколенье..."

01:28 

«Прощание осени»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Есть в «Мастере и Маргарите» такая строчка (простите уж, ещё разок процитирую одного из любимых классиков). Помнят её едва ли даже заядлые булгакоманы – ибо заканчивает она знаменитый абзац «Тьма, пришедшая со Средиземного моря…», а уж его-то знают практически все. Неподражаемо читает эту цитату Филиппенко в сериале Бортко, пусть и не совсем точно. Так вот, заканчивается этот абзац такими словами: «Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана».
Недобрый был день четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Недоброй была и последняя неделя октября две тысячи десятого. Страшный октябрь в этом году, почему-то разом многих не стало, и даже если убеждать себя, что конец всегда одновременно и начало, слишком многое заканчивается в каких-то тридцать дней. Сегодня же как раз канун ночи, когда сводятся все счёты, и пусть вместе с последним днём середины осени – кому-то пёстрым Хэллоуином, кому-то более древним и серьёзным Самайном – будут учтены и оплачены все они. Пусть год закончится без новых потерь и боли.
Едва ли можно пожелать в это время чего-то нового, в конце концов, осень не очень любимая у многих людей пора, а ощущение увядающей и засыпающей природы мало настраивает на свершения и начинания. Однако кто знает? Пусть всё же конец обязательно станет началом. Потому что если человек доходит до тупика и дальше двигаться некуда – он теряет смысл жизни. Или думает, что теряет, а стать сумасшедшим так легко, если долбиться головой в очень прочную стенку…
Мне кажется, даже погода окончательно запуталась. Неделя началась снегопадом, середина её пришлась на солидные заморозки посреди дня (интересно наблюдать искрящийся на солнце, но ничуть не тающий иней), а октябрьский финал утонул в туманах и отсыревших листьях на земле. Теперь впереди обещают тепло, но оно, похоже, будет обманчивым. Хотя мне действительно хочется, очень хочется, чтобы осень протянулась, как ей и положено по календарю, до последнего дня ноября. А там уже можно и перейти на снег. Ведь какая новогодняя сказка без снега?
И всё-таки я оказался прав, восемь месяцев тому назад. Даже не зная, всего, что должно было произойти потом, но по какому-то (предчувствию? наитию? интуиции?) внутреннему знанию предвидя, чем закончится дело. Обмануть же себя, как обычно, не получилось. Да хоть лопни, пытаясь перехитрить собственное «Я», которое нашёптывает горькую правду – ничего не выйдет.
Впрочем, это ведь тоже своего рода наука, ну а цена за мудрость и опыт оказывается вполне соразмеримой, даже если эта цена приходит во снах и будит серым рассветным утром. Увы, по-другому просто не бывает. И как бы ни хотелось сказочнику, он лишь в сказке может написать счастливое окончание.
Ver hiemem sequitur post triste serenum. Dixi.

@настроение: Воскресная публицистика

01:25 

«Разыскивается Кдакодила!»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
«Путешествуя» по Интернету, совершенно случайно наткнулся на серию отчётов о поездках от лица вот такого умильного зверя. Зовут его Кдакодила. Хозяйка – Екатерина Анискевич. Этот зелёный войлочный кроха-крокодил побывал в Черногории, Египте и Италии. В Италии, буквально за полчаса до отъезда в аэропорт он пропал.
Дата пропажи: раннее утро 2 июня 2010 года. Место пропажи: Венеция, район Сен-Марко. Особые приметы: отсутствие одной лапы и фирменная майка от сайта Geoid.ru (майку, как и внешность Кдакодилы, можно в деталях увидеть на прилагаемых фото).
Зверь забавный, позитивный и хозяйке дорог. Я сам совершенно человек со стороны, но когда, дочитывая третий и последний отчёт с его участием, узнал, что такой вот друг потерялся – было до слёз обидно. Поэтому и решил сделать запись, перепост приветствуется. Попробуем помочь найти?
Если кто-то захочет опубликовать на соцсетях или в блогах, либо предложить альтернативные варианты поиска или, например, сделать перевод текста из Facebook на итальянский (насколько я понял, ребята своими силами смогли выставить в группе только русский и английский вариант) – заранее огромное спасибо.
Ещё раз повторюсь, сам я мало того, что человек посторонний, но даже лично с хозяйкой не знакомый. Поэтому лучше всего с советами и предложениями помощи обращаться напрямую к Екатерине, ссылки на блог и страницу в Facebook прилагаю.



Ссылки:
geoid.ru/post/2321/ - Кдакодила в Черногории
geoid.ru/post/6065/ - Кдакодила в Египте
geoid.ru/post/12349/?nc=1 – Кдакодила в Италии
blog.katichka.ru/ - блог Екатерины Анискевич
www.facebook.com/people/Ekaterina-Aniskevic/143... - её страница в Facebook
www.facebook.com/group.php?gid=140184106007548 – группа по поиску в Facebook

P.S.: на дайриках в помощи решают серьёзные проблемы – помощь деньгами, лекарствами, поиск пропавших людей… Понятное дело, что с попытками отыскать войлочного крокодила подобное не сравнится. Но есть такая замечательная вещь у Интернета, как простая человеческая отзывчивость. И если существует хотя бы маленькая возможность сделать что-то хорошее в этом мире… Моё сугубое имхо – это обязательно нужно сделать.
С уважением,
leC.

@настроение: Если возможно - пусть будет маленькое чудо

03:11 

«Бабушка-пират?!»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
- Граждане! – вибрирующим тонким голосом прокричал он, – что же это делается? Ась?
«Мастер и Маргарита»


Скидываемся, граждане. Скидываемся на пенсию бездарностям от мира шоу-бизнеса. Скидываемся на новые бредовые «киношедевры» и невнятную эстраду. Скидываемся на зомбоящики и препаршивые теле-радио СМИ всех мастей. Скидываемся вроде бы и на хорошую музыку и фильмы, но ибо благими намерениями дорога мощена в известный офис, понятно, что к «беспризорным детям, которых я в настоящий момент представляю, это не относится» (с). То бишь на хорошее ни копейки из собранного не перепадёт.
А куда перепадёт? Да всё в ту же бездонную прорву. Россиянам поголовно в добровольно-принудительном порядке предлагают заняться какой-то извращённой формой меценатства. Причём извращениями тут, похоже, страдают как раз предложившие. Идея была бы конгениальна, если б не вызывала рыдания – настолько она умиляет.
Дальше будет просто. 1% означает, что производители имеют право вполне резонно вздуть цены на 2-3, а то и все 5%. Посредники накинут свою таксу. В результате на том звене цепочки, которое именуется «Потребитель», сумма окажется уже куда как неприятная. И будет это звено самым слабым: бздынь! Или плати, или сиди и не гавкай. Кушайте, не обляпайтесь.
Так и видится чудненькая ситуёвина: живёт в деревне бабушка – божий одуванчик. Сгорел у бабушки верный её «Рекорд», купленный ещё в те времена, когда вместо бабушки в зеркало смотрелась сельская красавица, а за плечи её обнимал такой же красавец-муж. И вот накрылся любимый телевизор медным тазом. Что делать бабушке? Разумеется, покупать новый. Но парадокс: бабуля, вовек не слыхавшая ни о видеомагнитофонах, ни о DVD-плеерах, и уж тем более ни в жизнь, ни разу не записывавшая скачанный из Интернета софт с компьютера на болванку – должна платить ту самую пресловутую подать. Налогом назвать это язык не поворачивается, тут уж скорее что-то из оперы «барщина-оброк». Уточнять, кого имеют в виду в качестве крепостных, надо?
Нет, пусть в Европе не 1%, а 5%. Шут с ним, можно платить, если действительно это послужит благим целям и всё такое, но… «Но, говорю я и повторяю это — но!» (с). Это в цивилизованной стране можно платить налог, понимая, за что и куда он идёт. У нас же всё, как обычно, сикось-накось. «Между тем, до сих пор не понятен ответ на один из важнейших вопросов – кто будет заниматься распределением собранных денег. Известно, что претендентов два: Российский союз правообладателей Никиты Михалкова и Российское общество по смежных правам Ахмеда Тагибова. Росохранкультура тянет с ответом, хотя обещала определиться еще несколько дней назад» - это из Рамблер-Новости. Как говорится, за что купил, за то продаю. К слову, просто интересно, а с какого перепугу такими вещами должны заниматься Михалков или Тагибов, а не специальное подразделение ФНС…
Там же в статье есть очень верные слова про то, мол, что если ты купил диск, чтобы записать семейные фото – ты всё равно платишь налог. Ибо государству пофиг.
А теперь вопрос дня: ок, молодому работающему человеку, пусть и жаль, и жаба душит, но позволительно заплатить за болванки цену больше, чем во время оно. Ну, нету вариантов, а болванки нужны. Но за что же, пардон, будет платить та самая бабушка со сгоревшим «Рекордом»? Телевизор это вам не чистый DVD, тот самый процент здесь будет суммой куда более серьёзной. Выходит, воля ваша, что-то несусветное: каждый, покупающий в том или ином виде электронику в России, от сотового телефона до видеокамеры, попадает под аналог подозрения в пиратстве, и автоматически платит налог, сиречь своего рода штраф за это самое пиратство.
И таки кому-то думается, что это заставит народ перестать скачивать и начать покупать? Ша! Сильнейшее заблуждение, дамы и господа. Начинать надо не с распределения средств, а с прививания культуры и повышения уровня жизни в стране. Но это, конечно, такой, пардон, геморрой, до которого просто руки не доходят. А вот штраф или там налог – другое дело.
Ксенон и тонировка автомобильные были.
DVD-болванки были.
Что на очереди?

@настроение: Воскресная публицистика

03:26 

«Фантасмагория»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Ветер окончательно разорвал и унёс клочья туч, и луна повисла в очистившемся небе среди редких городских звёзд. Говорят, луна пугает и провоцирует безумцев… Из окна кабинета виден кусочек сада, неба со светилом, да позади дальнего косогора – красноватые огоньки, словно какой-то диковинный зверь притаился на заводской трубе. А если прижаться вплотную к стеклу и посмотреть влево, можно увидеть спящее множество домов. Там, внизу, где сбегают к реке улочки старой слободы. Из сада их видно намного лучше…
Но в саду холод, ветер и сырость двух дождливых дней. На моём столе начинает зарождаться очередной творческий беспорядок из множества планов и хронической нехватки времени на выполнение их всех. И вот уже месяц меня преследует ожидание. Самая бесполезная из человеческих эмоций… Съедает время, веру, силы – и всё впустую. «Делай что угодно, только не жди». Потому что за ожиданием теряется самое главное, то, чего ждёшь, и что проходит незамеченным уже сейчас: жизнь.
Ко мне вновь заглядывают ночные призраки и давние гости, но сегодня ни с одним из них не тянет беседовать. Молчание, друг мой, самый драгоценный дар, это понимаешь лишь со временем. А меня и так уже упрекнули в том, что я чересчур разговорчив… Кроме того, по собственным ощущениям, на определённые темы мне не придётся говорить ещё очень долго. Если вообще придётся – право же, вот в этом вопросе совсем не уверен.
Но предчувствие не обманывает. Что-то очень важное, последняя капля, и всё накопившееся схлынет, как уходит вода в прорванную плотину. Может быть, после этого потопа снова останется на дне сухой остаток воспоминаний. Потом, много позже, когда способен будешь оценить его, не кривясь от боли. А до тех пор – silentium.
Безмолвие, луна и замерзающий в уходящем октябре сад. Быстро убегающие дни, которые, как знать, стоило бы расходовать на совсем другие вещи. Ночь между прошлым и будущим, которую, увы, не продлить ровно столько, сколько нужно, чтобы понять нечто очень важное. Потому приходится соображать на ходу.
И надеяться, что принятые решение окажутся правильными.
Obscurum per obscurius. Ох, до чего ж точно… так что там насчёт луны?

@настроение: Смутное

00:44 

«Дела валютные»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
А знаете ли вы, уважаемые читатели, что такое российский рубль? Про то, что на фоне доллара и евро это нечто малопривлекательное, известно, наверное, каждому. Маячит ещё где-то там, на горизонте британский фунт стерлингов, который котируется так же незыблемо, как «God, save the Queen!» Ну и швейцарский франк, что неудивительно, ибо даже младенец в наше время знает, что банки Швейцарии – вроде воплощённого в реальности Эльдорадо, куда капают деньги со всех концов света.
Но это всё была лирика, теперь к печальной прозе. Факт номер один: рубль валюта, мягко выражаясь, слегка дохлая. И чем дальше, тем больше такое вот «слегка» давит на мозг любому, кто живёт в России, даже если человек дел с обменниками и банками по валютным вопросам вовсе не имеет. Знаете, когда мне недавно мелкие барыги из мира коллекционирования заявили, что у них, мол, тоже кризис, и теперь закупочные цены упали… O tempora, o mores. Не удивлюсь, если точно такое же заявление теперь слышат, например, местные пьяницы от самогонщиков. Рубль медленно (и даже не то, чтоб совсем медленно) превращается в эдакого гордого, но оборванного старца с сумой и дорожной палкой.
Но благо бы ещё Европа и Штаты – ладно, мы уже привыкли, что времена, когда на рубль можно было купить несколько «вашингтонов», ушли безвозвратно как сказочный сон. Хоть в те времена эти самые зелёные президенты, по большому счёту, мало кому были нужны. Так вот, благо бы Европа и Штаты; даже темпы «кризисов», регулярно бьющие по копилке среднего россиянина, тоже стали делом обычным. Однако мало кто знает такой, в общем-то, нескрываемый факт: среди мировых валют рубль занимает место далеко не в начале списка. А скорее – в лучшем случае – где-то к концу середины. Если не просто к концу.
В последнее время часто пришлось пользоваться валютным калькулятором, и увиденная картина меня несколько удручает. Мы в глубокой… хвосте относительно Европы, да. Относительно Северной Америки. Относительно едва ли не половины Южной (во всяком случае, её лидеры вроде Бразилии, Аргентины, Перу нас обходят), а также у ряда других стран. Немного «полегче» ситуация с Азией – тут Россия в хвосте у лидеров экономики вроде Китая или Сингапура, но немного опережает большинство стран. Впрочем, опережать Северную Корею, а ещё того пуще – африканские страны вроде Сомали, означает соревноваться с тем, кому просто приходится гораздо хуже, чем тебе самому. Но вот быть в хвосте даже лидеров стране с колоссальными природными ресурсами и так до сих пор до конца и не угробленным человеческим потенциалом…
Ещё интереснее ситуация с территорий бывшего СССР и стран ОВД. Большая часть вторых и немалое число первых имеют национальные валюты, чей курс, хоть порой и ненамного, но выше рубля. Я понимаю, что в Ямайской валютной системе золото уже не комильфо, и вроде как все свободны и равны. «Но всё же, всё же, всё же…» Вопрос знатокам: каким образом доллар, практически не подкреплённый никаким золотым запасом, может вообще выступать в качестве валюты международного масштаба? Ибо эта бумажка, даже со всеми её извращениями в печати и способах защиты, всё равно по цене своей, в принципе, является бумажкой. Которую сейчас с переменным успехом печатают уже на цветных лазерных принтерах, и ведь прокатывает. Почему евро, не смотря на бардак в Греции, только прибавляет в весе? Но главное: почему рубль, со всеми нашими резервными фондами, золотыми приисками, развитием, реформированием и вообще «вау, мы будем как самые передовые, вот только…» так и остаётся чем-то вроде Моськи, лающей на слона? Вопрос, граждане, риторический…
Мне как-то чисто с житейской точки зрения обиден тот факт, что, к примеру, бразильский реал, украинская гривна, чилийский песо… да что там, грузинский лари – все они выглядят куда стабильнее и стоят N-ное количество рублей. И это на фоне бодрых вещаний о прогрессе, достижениях и всяческих небесных пирожках, будто вещающие находятся в положении риз и совершенно не понимают сами, о чём они вообще толкуют. Ощущение такое, словно Россия всем скопом стоит в огромной яме. А те, к кому в руки попали лопаты, бодро углубляют эту яму, приговаривая, что, мол, вот вылезем с другой стороны Земли, вот как всем покажем…
Не вылезем. И не покажем. «Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!»
Ах, Михаил Афанасьевич, ваши б слова да Богу в уши…

@настроение: Немного отвлёкшись от работы

01:28 

«Тик-так»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
И вроде не так уж быстро считает твою жизнь время, но достаточно, чтобы иногда оглядываться на прошедшее с изумлением: неужели настолько давно?
Тик-так.
Порой конец недели я отмечаю мысленно лишь по тому факту, что на почту перестаёт сыпаться спам. Тогда понимаю: наступила суббота. За ней воскресенье, а уж затем отдохнувшие спамеры примутся за старое. Ну и пусть, в конце концов, каждый зарабатывает, как может.
Тик-так.
Стойкое ощущение, что львиная доля бывших одноклассников уже переженились и обзавелись семьями, а у многих и карапузы подрастают. Сам, правда, не видел, но слухи доходят. Встреча выпускников, на которую отказался пойти, была уже два года тому назад, а кажется – вчера. И как тут не помнить дату, если выпускной в своё время попал на твой собственный день рождения…
Тик-так.
Говорят, однокурсники большей частью разбежались по редакциям и упорно трудятся на благо родных СМИ по установленной таксе. На косвенные намёки вроде: «А ты не думал?..» могу только пожимать плечами или иронически усмехаться. Времена, когда мне хотелось славы даром и моей подписи под газетным текстом, канули в Лету. Скакать же, как заведённый кузнечик, девять часов в сутки по всему городу – по-моему, для этого я уже слишком стар. Или же чересчур ленив, что тоже не исключено. Впрочем, моя лень позволяет заработать ту же таксу, не покидая своего кабинета. Общение с коллективом? Не делайте мне смешно.
Тик-так.
Подкидывают интересную мысль: те представители мужского пола, кого не «забраковали» в возрасте юношеском, становятся умнее, хитрее или матёрее – тут уж кому как – и категорически отказываются окольцовывать любые отношения с прекрасными дамами. Дамы на это недовольно морщатся и жалуются друг другу, что вот как-то так оно не правильно, и вообще. С одной стороны, чисто разумом, могу их понять и пожалеть. С другой ещё больше могу понять тех самых, хитрых и матёрых. С третьей, имею собственную позицию: штамп в паспорте это не повод проставиться родне и друзьям, а сознательно взятая ответственность. И ответственность эту можно позволить себе лишь тогда, когда «от и до» чётко понимаешь, на что подписываешься. В том числе и в финансовом плане, иначе – никак.
Тик-так.
Осенью началось, осенью и закончится. Как-то меня спросили: «Не вызывает раздражения – каждую неделю выдавливать из себя очередной пост?» - «Ну почему же выдавливать. Я пишу о том, о чём хочу, и тогда, когда хочу». Хотя и вопрос по-своему тоже очень верен: писать нужно лишь до тех пор, пока не начинаешь работать «через силу». Тогда только бросать, сразу и, может быть, бесповоротно, ибо нет зрелища более жалкого, чем исписавшийся. Но пока что идём прежним курсом.
Тик-так.
Знаете, в СССР несколько раз выпускалось нечто вроде альманаха «День мира». То бишь один день в очерках и фотографиях, собранных со всего земного шара. Красиво и необычно, а идея вот она, на поверхности: сравни себя в один и тот же день в разные года – это как будто разные люди! Если бы мне сказали, чем я буду заниматься 17 октября 2010 года, какие мысли будут крутиться в голове, что будет выглядеть важным, а что нет, едва ли я бы поверил сказанному. Точно так же, как, скорее всего, своей наивностью будут через год вызывать ироническую усмешку сейчас ещё свежепостроенные планы.
Тик-так.

@настроение: Воскресная публицистика

01:48 

«Доброй охоты!»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Кому-то тотемом волк, а кому-то лев.
Мой кот смотрит важно, улыбка последней тает.
Судьба одиночки-бродяги. А на земле
Всё легче живётся тому, кто попался в стаю.

Кому-то достаток, кому-то уютный дом.
Кот мягко ступает на древнюю пыль дороги.
Не зная конца пути, и вопрос лишь в том,
Как долго и далеко прошагают ноги.

Кому-то спокойный очаг, а кому-то нет.
В осенних лесах у костра отогреет лапы,
И словно откуда-то сверху неясный свет,
И кто-то так тихо: «Ну что уж, бродяга, плакать…»

Пускай повезёт. Пусть петляет по свету путь,
Коль скоро ушедший день не пропал задаром.
Быть может, однажды кошка, мурлыча чуть,
Посмотрит так, что захочет остаться Старый.

@настроение: Воскресная публицистика

02:37 

«Записки дилетанта-меломана»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Раз уж в прошлый раз речь зашла о саундтреках к фильмам, позволю себе несколько «закруглить» тему, продолжив начатый разговор. Правда, сразу же стоит отметить, что в делах музыкальных я вовсе не пытаюсь претендовать на какую-либо профессиональную оценку. Как говорится, кого на что учили, и для меня впечатления от музыки выражаются скорее субъективно: понравилось – не понравилось, зацепило – не зацепило. Хотя, конечно, по мере сил и скромных потуг, пытаюсь разобраться для себя, в чём же прелесть отобранных композиций. И, разумеется, проделать это так, чтобы не погубить хрупкого очарования.

«Ва-банк»
Композитор: Хенрик Кузьняк
Скачать (треки 1-22)
Атмосферный и качественно снятый фильм дополняет столь же атмосферная и грамотно подобранная музыка. Начало XX века – время широкополых шляп, изящных вечерних платьев, строгих пиджаков с галстуками и джаза. Эпоха с романтическим ореолом, когда даже воры, кажется, имели свой собственный кодекс чести. Как ни парадоксально последнее утверждение, но об этом написано и сказано достаточно много – например, у того же Переса-Реверте; в воспоминаниях об Остапе Шоре (прототипе знаменитого Остапа Бендера), в самых разнообразных «мафиозных» книгах и фильмах об эпохе Великой депрессии и «сухого закона» в Штатах.
Мне нравится соло трубы, которое положено в основу всех композиций для фильма и джаз-банд, звучащий в главной теме картины. Он приятен, ненавязчив, его очень уютно слушать осенними тусклыми днями, прогуливаясь по тихим улочкам со старинными домами. Вообще саундтрек «Ва-банка» настраивает на что-то, что я для себя мог бы назвать «добротное умиротворение ретро». Это такой очень хороший источник необходимых для жизни и работы спокойствия и доброжелательного настроения. Он начинает звучать у меня в наушниках или в тихом мурлыканье под нос всякий раз, когда приходится решать какую-нибудь сложную, но интересную задачу, или нужно срочно залечивать очередную неурядицу в душе.

«Шоколад»
Композитор: Рейчел Портмен
Скачать
К сказанному неделей раньше здесь едва ли можно много добавить. Мои фавориты – «Vianne Sets Up Shop» и «Minor Swing». От первой веет тем самым очарованием, седой мудростью перуанских гор и свежим горячим шоколадом. Почему именно перуанских – понятия не имею, может быть, сказывается прочитанный Тур Хейердал, а то и Медвежонок Паддингтон, которого я «по долгу службы» изучаю.
Второй трек почему-то сразу вызывает ассоциации с Ирландией, но Ирландией не кельтов и трилистника, а какого-то разношёрстного, разномастного, буйного и постоянно переливающего за край котелка с удивительной смесью внутри. Борьба за независимость, американские эмигранты, древние саги, шемрок и неунывающий нрав, который, кажется, воплотила в себе ирландская джига.
Только в этой композиции на место огня танца приходит внутреннее, скрытое пламя человеческого мужества. Помните «Notre Dame de Paris», «Les Sans-Papiers»? Только здесь «отверженные» не грозная наступающая волна, а вольные бродяги, которые себя как раз отверженными не считаю, ибо их выбор – свобода.
У меня среди прочих баночек с разнообразным кофе в первую очередь выпиваются два сорта. Один называется «Ирландский Бейлис», второй «Эквадор». Ха, вот они, ирландский ликёр и южноамериканские Кордильеры! Неудивительно, что мне сразу померещился запах кофе и шоколада в этой музыке.

«Шерлок Холмс»
Композитор: Ханс Циммер
Скачать
Я хвалил эту работу неоднократно, но мне не лень похвалить её ещё раз. Циммер создал композиции, которые прекрасно оттенили атмосферу фильма, в то же время причудливо соединяя викторианскую тематику в ключе стим-панка с классикой детективного жанра. Музыка в «Шерлоке Холмсе» не просто звучащие в определённых местах темы, но немаловажный компонент самого действия. Она задёт настроение с первых же тактов и держит внимание зрителя, не отвлекая его в то же время от картины. Если в «Шоколаде», например, музыкальные вставки становятся наиболее заметны в определённые моменты картины, в которых действие само по себе не несёт особой нагрузки (например, праздник с танцами на берегу), то в «Шерлоке Холмсе» мелодия включается как своего рода «мостик» между эпизодами там, где это необходимо (как в сцене выслеживания Холмсом Ирэн Адлер).
Причудливое, если не сказать дикое порой, звучание удивительно гармонирует (лично для меня) с впечатлением от самого фильма. А в целом получается очень удачный коктейль, который периодически с удовольствием можно потягивать вечером в хорошей компании или даже в одиночестве.

Вместо послесловия
Сейчас у меня играет Высоцкий – его песни к «Стрелам Робин Гуда». И мне начинает казаться, что я отчасти понимаю, каким ветром меня когда-то занесло в ролевое движение. Захотелось ощутить то, о чём пел Владимир Семёнович…
А ещё в папке с моей музыкой есть прекрасные мелодии Алексея Рыбникова к «Приключениям барона Мюнхгаузена», «Острову сокровищ», «Буратино» (ох, чего стоит одна мелодия драки Кота Базилио и Лисы Алисы!) Есть песни из советской «Мэри Поппинс» и заглавная тема «Четырёх танкистов и собаки», которых я недавно взялся пересматривать в N-ный раз. И ещё много чего.
Сдаётся мне, что такой вот способ разномастной коллекции, в которой каждая мелодия подобрана практически индивидуально, в итоге оказывается самым приятным. Остаётся лишь компоновать их сообразно времени года, своему настроению и мыслям – и лучшего сопровождения, чем музыка, просто не найти.
Чего и вам желаю.

@настроение: Воскресная публицистика

19:49 

«В России две беды?»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Ну, оно дело известное: одна беда у нас традиционно решает вторую, причём каждый раз с известным результатом. Но проблема в том, что на той же первой беде вообще решения по всем насущным вопросам, а результат… А результат как в предыдущем случае, даже хуже.
Милицию у нас в стране, видишь ли, ненавидят. Чего же вы ждали, «господа присяжные заседатели»? Чтобы любили? Времена Дяди Стёпы канули в такое далёкое болото, что уже, похоже, и не вытащить. А Сашу Белого уважают больше, чем участкового. Имеет место быть, и по совести – зачастую не просто так.
Сказал бы в защиту пару слов, про то, мол, что всех под одну гребёнку нельзя, что везде «люди как люди». Но не получается. Потому что из личной практики не могу вспомнить ни одного позитивного общения с органами нашего… правопорядка, мда. Зато негативные всплывают запросто.
Дальше – больше. Анекдот про «дали пистолет, и крутись, как хочешь» будто нарочно претворяют в жизнь. Взять хотя бы последнюю эквилибристику с автомобильными ГОСТами. И ксенон сняли, и тонировку сняли – вот де, как же жить хорошо начнём! Тэкс, а теперь глядим по сторонам. На машинах (известно чьих) и ксенон, и тонировка, и блатные номера «я-спешу-убрал-палку-нафиг», и чего только душе угодно. У нас, как водится, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения, но – для избранных.
Дальше – ещё больше. Год прошёл в партизанской войне народа против милиции, и это уже не шутка, а печальный факт действительности. Милицию не боятся и не уважают, давайте назовём полицией и всё будет зашибись. «Что значит имя? Роза пахнет розой, Хоть розой назови ее, хоть нет» (с) Только МВД не роза, да и законодатели не Шекспир. Но опусы строчат почище мэтра, жаль только, всё больше трагического плана, от которых хлопот больше, чем проку.
Страна уже погребена под ворохом всевозможных реформ и новаций, но ни одна из них толком до конца не доведена, и всё как-то кривым боком норовят вылезти. Армия? На кой чёрт нам армия. Высшее образование? Да к лешему высшее образование! Здравоохранение? Правопорядок? Экономика? Промышленность? Школы? Экология? Сельское хозяйство? Ой-ё-ёй…
Зато торговые и офисные центры на каждом углу – производство сдохло, но чем-то всё равно торгуют и управляют. Куча планов и идей о том, как нам всем дружно за пятьдесят лет начать жить лучше. Резкий всплеск, ну просто повальная эпидемия интереса «элиты» к блогам (особливо к Твиттеру, который теперь хоть раз в неделю, да присутствует в новостях). Теннис был, горные лыжи были, теперь вот дневники осваиваются.
А что в кармане? Блоха на аркане.
Я, знаете ли, новости в Интернете теперь больше ради комментариев читаю. И день ото дня комментарии, доложу вам, всё злее становятся. Пахнет в воздухе чем-то – то ли апрелем, то ли кострами, то ли порохом… Нехорошо так пахнет, прямо даже пованивает.
Жутко, братцы. Так вы говорите, две беды в России?
Думается, больше. Много больше.

@настроение: Злободневное

02:47 

«Пойдём в кино?»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Новинок кинопоказа не обещаю, за премьерами тоже не ко мне. Вообще едва ли можно назвать киноманом человека, который долго, долго, дооолго выбирает фильм, и потом устраивается дома на диване перед телевизором. Но диван у меня удобный, а телевизор достаточно широкий, чтобы получить удовольствие от просмотра – если, конечно, сама лента это удовольствие гарантирует. Действительно, я не люблю кинотеатры: там слишком людно и слишком модно, хотя мягкие кресла и большой экран это, конечно, да…
Из вышесказанного к нижеследующему. Поскольку меня вполне устраивает терпеливое ожидание возможности скачать новинку в приличном качестве, постольку же в моё поле зрения по большей части попадают фильмы, которые новинками назвать будет трудновато. Просто потому, что сняты они уже не год и не два тому назад, но… кому какое дело, верно? Ведь хорошее кино тем и отличается от бестолковой поделки, что не имеет срока давности.

«Шоколад»
читать дальше

«Пианист»
читать дальше

Справедливо будет кинуть в меня тапком за дремучесть и отсталость от жизни. «Шоколаду» уже десять лет от роду, «Пианисту» - восемь. Но мне почему-то думается, что есть ещё те, кто определённо может стать зрителем этих фильмов. Кто в каком-то смысле должен стать им – но пока, увы, ещё не «встретился» с ними. Так может быть, это как раз хороший шанс для встречи?

@настроение: Воскресная публицистика

21:16 

«Случайный сюжет»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
У меня такое ощущение, что сказки начинают немного «задалбывать» моего благосклонного читателя. Но побуду вредным и помучаю ещё немного. Просто потому, что новостей в последнее время, действительно «цепляющих» лично меня, не видно. Ну наплевать мне с высокой колокольни на пропавшего Г.М.+ и политические сплетни вроде той, о принятии на Украине русского языка как второго государственного.
В мире, разумеется, постоянно что-то происходит, но, полагаю, моё мнение по поводу этих событий мир мало волнует. К тому же я не разделяю той точки зрения, что блог – это аналог электронного СМИ. Не бывает газеты одного автора, очень уж кособоко такая смотрится.
И стыда за Россию я не испытываю (это из последней новостной ленты Рамблера). Мне свою страну просто жаль, безумно жаль творящегося здесь идиотизма и той пропасти, куда мы упорно и с нарастающей скоростью катимся. Но пока на улицах не замелькали какие-нибудь очередные красные банты и не начали раздавать винтовки народному ополчению (ах, этот семнадцатый год!) – по моему махровому «имхо», в этом краю мало, что может измениться. Самосознание если и не умерло, то при последнем издыхании, и потому-то стыд ещё есть – а вот сил бороться с причинами стыда уже, похоже, не осталось.
Что же касается литературы… Есть такой интересный исторический пример: в XIX столетии «пробуждение» Чехии началось с культуры. Практически забытый чешский язык, используемый лишь простонародьем, стал объектом изучения и языком, на котором творили «будители»-литераторы. На нём же писали пьесы «будители»-композиторы, общались в салонах и кружках чешские патриоты – и дело таки сдвинулось с мёртвой точки. Страна, которая, казалось, навсегда сгинула в недрах Австрийской империи, воскресла. Не льщу себя надеждой, что мои опусы потянут на подобную роль, но если они хотя бы у одного человека вызовут хоть одну полезную, светлую или мудрую мысль – значит, всё это было написано не зря.
Тем более что и сюжет сегодняшней сказки, родившийся случайно, оказался очень подходящим под всю высказанную выше тираду. На нём и завершаю сегодняшнюю публицистику.

«Истории из Переулков»

«Тени на рейде»

@настроение: Воскресная публицистика

23:55 

«Истории из Переулков»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
На днях ко мне постучалась моя бродячая муза и, хитро подмигнув, предложила прогуляться. Меня потащило по Старому Городу, который местами заметно изменился за две недели моей лесной жизни. Мы полюбовались видом на Реку, на шумящий внизу мост, на дремлющую в летнем мареве старую церковь и у кирпичной стены, помнящей ещё едва ли не основание города, муза тихо шепнула: «Вот про это и напиши». Может быть, это просто пробежался лёгкий ветер, или жара совсем уж доконала усталый мозг, но мне вдруг показалось, как тихо вздохнула стена и как едва слышно шуршащим шёпотом начали переговариваться её кирпичики…
Про это и напишу. Про истории, нашёптанные городом и фантазией, про границу сказки и были – пусть каждый сам решает, что в этих историях выдумка, а что – чистая правда. И пусть они доставят кому-то полчаса приятного чтения свободным вечерком…

«Истории из Переулков»

В старой стене множество кирпичей, возьми в руки любой – и он расскажет тебе свою историю. О сумасшедшем колдуне, который спрятал в Переулках свою душу. О мальчишке-газетчике, узнававшем самые последние новости от домовых крыс. Или, может быть, историю пражского гроша, найденного на дне кружки уснувшего пьяницы? А может ту, про пенсне с изумрудными стёклами? Или дом, ворчавший на туманы? Историй много, и я перебираю их, как скряга мог бы перебирать монеты в своём сундуке. Но я не скряга, и эти истории просыпаются сквозь пальцы, чтобы подарить кому-то один вечер сказки.

«Алхимик»

@настроение: Воскресная публицистика

03:02 

«Мне дарит сказки этот город…»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Это пройдёт. Это обязательно пройдёт, и жизнь потечёт по-прежнему, и снова будет всё хорошо. Ну, хотя бы потому, что осень, а осенью мне везёт. Так уж получается.
Но пока… Пока ощущение какой-то опустошённости. Баста, нужно как-то иначе распределять своё время, потому что мудро сказано: «Всех денег не заработать». Интересно, конечно, попробовать, где предел твоих сил, но как бы не перевалить за него и не лишиться этого предела. Пока что не добирался, пока что могу продержаться… Долго? Во всяком случае, достаточно. Трое суток с двумя трёхчасовыми перерывами на сон, остальное время за работой – достаточно, вполне.
Про работу я расскажу как-нибудь в другой раз, а сегодня, раз уж в голову не лезет ничего разумного, покажу вам Город. Тот, который нашёптывает мне свои сказки. Несколько их я выслушиваю прямо сейчас, но они ещё не до конца переселились в текст. Другие – надеюсь – только предстоит услышать.
И ещё я надеюсь… Впрочем, не будем загадывать. Сказки, как и стихи, рождаются сами по себе, когда им заблагорассудится, и не получается угадать, откуда берётся их характер. Они смеются и плачут, калечат и исцеляют, пророчат и ошибаются. Но самое удивительное – сказки и стихи никогда не врут. НИ-КОГ-ДА. Они рождаются правдивыми, а уж дело автора – понять и принять, или же спрятать подальше, сгорая от стыда. От стыда за попытку обмана самого себя.








@настроение: Воскресная публицистика

03:25 

«Орёл наш, Дон Рэба!»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
На днях довелось, наконец, досмотреть «Трудно быть богом» - тот самый фильм Питера Фляйшмана, который Стругацкие оценили ниже плинтуса. Но поскольку картину Алексея Германа «История арканарской резни» ещё бабушка надвое сказала, когда дадут посмотреть, будем оперировать имеющимся. А картина Фляйшмана мне, меж тем, даже понравилась.
Разумеется, фильм не шибко силён и местами – так откровенно слабоват, однако есть у него и свои достоинства. Приписывать их таланту первоисточника или просто везению режиссёра? Сложно сказать. Скорее это стечение обстоятельств, всего понемногу, в итоге эффект превзошёл ожидания.
Не знаю, почему в Педивикии заявлено, будто Эдвард Зентара сыграл «откровенно слабо». Сыграл поляк вполне себе нормально, а в контексте общей задумки картины как фантастического боевика – вообще прекрасно. Хотя моим фаворитом всё равно останется барон Пампа в исполнении Бурдули. Может быть, Юрий Цурило сумел создать нового Пампу (внешность у него для роли очень даже подходящая), но опять же – «История…» до публики идти обещается ещё долго, если вообще идёт. Поэтому за Пампу Цурило пока что ничего сказать не получается, надеюсь на лучшее. Пампа же Бурдули великолепен! Он живой, шустрый, ироничный, нагловатый, грубоватый – и настоящий. Из всех персонажей книги, воплотившихся в фильме, только барон Пампа не вызвал у меня ровно никакого диссонанса с тем образом, который сложился в голове после прочтения романа.
Впрочем, я всё же намеревался поговорить не о фильме, а о размышлениях, на которые он наталкивает. У Стругацких в романе речь идёт в общих чертах о проблеме вмешательства или невмешательства в чужую жизнь и чужие дела. Собственно, не важно – в масштабах ли планеты или отдельной личности такое вмешательство происходит. Но мне почему-то кажется, что в романе – и в фильме, ведь он снят, как ни крути, по книге – земное человечество с самим собой до конца не разобралось.
Честно скажу – не помню, был ли такой эпизод в первоисточнике, но если не был, то это уже определённо авторская находка Фляйшмана: на исследовательской станцией над планетой, где находится Арканар, разгорается ссора между сотрудниками, а за ними с Земли наблюдает некий сильно престарелый «патрон», который в самый пиковый момент начинает грустно вещать по прямой связи со станцией о «вирусе варварства» и т.д. и т.п. Сотрудники ссору прекращают и, пристыжённые, слушают. У меня бестолкового возникает вопрос: а чего же они, собственно, стыдятся, и в чём тут «вирус варварства»? В возникшей ссоре? В залепленной пощёчине? В выражениях?
В эмоциях. Как подтверждает фильм дальше (и даже в эпизодах на станции до ссоры) – в самих эмоциях. На Земле будущего нет ни любви, ни дружбы, ни стыда, ни сострадания. Переживать, чувствовать – это недостойно человека просвещённого и разумного. Секс – пошло, наблюдать за мужчиной в душе – «работа такая», пощёчина – дикость, ненависть – едва ли не грех.
А по мне – так нет ничего хуже такого вот стерильного равнодушного мира. Разумеется, я-то человек не двадцать N-ного века, во мне «вирус варварства» живёт, цветёт и пахнет. Но – ох и вздрогнули бы далёкие потомки в такой версии будущего! – этот вирус мне ещё и очень по душе.
Я прекрасно понимаю, что когда взбунтовавшееся простонародье идёт на Арканар, им не победить без военного опыта и талантливого командира. Но лично для меня Цурэн с товарищами, в фильме бегущие вместе с Руматой к столице, эмоционально значат больше, чем все заявления со станции: «Мы не имеем права вмешиваться». На месте Руматы я бы начал убивать раньше – скорее всего в тот момент, когда Серые зарезали няньку и верного камердинера, которые помогли принцу скрыться. И мне скорее захочется идти за бароном Пампой с его нехитрой философией свободы и удовольствий, чем за седым «патроном» с Земли, для которого станция историков – такой же садок подопытных кроликов, как для них – планета с Арканаром. И который втолковывает о «вирусе варварства» и важности наблюдения за в некотором роде собственным прошлым, чтобы понять собственное будущее.
По-моему, большой вопрос, нужно ли вообще наблюдать за прошлым. Знать его – да, и то, у человека едва ли когда-то получится изучать историю, не расставляя плюсов и минусов. Как раз потому, что человек, даже самый беспристрастный учёный, не может избавиться от оценочности, она заложена в его природе, и хорошо, что заложена. Только благодаря возможности отличать зло, люди могут видеть и добро. А ещё видеть добро за злом и зло внутри добра, потому что мир традиционно не бывает двух цветов.
Исходя из этого, почему-то думается, что политика невмешательства со стороны землян принесла в Арканар больше зла, чем там могло бы быть, даже если бы земляне никогда не узнали о существовании этого государства и этой планеты, и не начали свои наблюдения. Которые, к слову, выглядят гораздо менее человечными, чем пытки по приказу Дона Рэбы.
А вы как считаете?

P.S.: небольшой мультик, как раз, мне кажется, в тему. Про умение видеть хорошее, и про тоску стерильного мира, живущего сугубо под знаком плюс. За мультик огромное спасибо Мари Анруа.

как облака делают детей с Видео bigmir)net.


@настроение: Воскресная публицистика

02:12 

«Док, вам и не снилось…»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Искренне и тепло люблю фильм «Назад в будущее». Иногда американцы умеют делать кино, которое либо цепляет за душу, либо заставляет задуматься, либо просто согревает добротой. В «Назад в будущее» всего понемногу, но доброта, по-моему, на первом месте.
Ну и сюжет, да, конечно. Земекис подгадал очень точно: вот – писатели-фантасты, вот – «золотые 50-е», вот – романтика Дикого Запада. Кто в детстве не мечтал попасть во времена ковбоев, рыцарей, пиратов и «прочая, прочая, прочая»? Правда, с возрастом понимаешь, что даже родись ты в то время, шанс оказаться благородным, красивым, богатым и уважаемым лордом был бы исчезающе мал. Но ведь никто же не хочет верить, что плуг, а в очень сильно лучшем случае – наковальня с молотом, были бы уделом эдак 99 из 100.
Ну а представим на мгновение, что нам предлагается выбрать абсолютно любую эпоху абсолютно любого региона (хоть континент, хоть маленький хутор) планеты Земля в прошедшие 10000 лет – или сколько там от самых первых цивилизаций? Отправиться туда в безопасное путешествие в качестве образцового туриста: потрогать ничего не сможем, даже если захотим, вмешаться в ход событий не получится, сугубо гуляем и наблюдаем. Зато – везде: хоть в Бастилию заберись, хоть на башню Тауэра, хоть на каравеллу Колумба. Словом, полная свобода выбора точки зрения.
Интересно, наверное, послушать, что на самом деле говорили великие правители тет-а-тет своим поверенным и фаворитам. Или увидеть какие-то спорные моменты – спорные в том плане, что либо историки никак не сойдутся во мнениях, либо политики пытаются эти моменты перекроить под себя. А тут сел в аппарат, «махнул не глядя» - и всё, уже не скажешь, что чёрное это белое и наоборот.
При таком раскладе, вопрос к залу: куда бы вам хотелось попасть больше всего и почему? Но помните об условиях…
За себя могу сказать так: 1930-е годы. Восточная Европа – практически на днях образовавшиеся государства: СССР, Польская Республика, Республика Чехословакия. Три страны, которые меня давно и очень сильно интересуют, и эпоха: противоречивая, смутная, порой страшная, но вместе с тем великая, потому что это эпоха рождения современного нам мира. Нет, я не про то, чтобы пафосно гордиться нашей нынешней цивилизацией. Я про то, что в те годы, плюс-минус ещё десятилетие – и включая, разумеется, последствия двух Мировых войн – созидалось многое из того, что ныне стало основой для дальнейшего развития.
Разумеется, мне хотелось бы прогуляться по Праге межвоенного периода. Хотя по Праге я готов гулять в любое её время, с этим городом у нас давний «роман»… Заглянуть в Варшаву и Краков – где-то там в то время ещё живут родственники моих прапрапрадеда и прапрапрабабушки. И, наконец, отправиться на восток, к границам страны, которую уже успели прозвать «коммунистической угрозой».
В маленькую деревню на Дону, где летом пахнет травой и скошенным сеном, а на горе над селом то и дело деловито гудят проходящие поезда. Нет ещё воронок от авиабомб вокруг деревни, нет линии окопов и траншей над Доном, и вообще ничего этого ещё нет, и не скоро будет. Сейчас село просто живёт – или дремлет под ласковым солнцем.
Посмотреть на дом моего деда и моей бабушки. На них самих. На их родителей. Помню, ничего нельзя потрогать и ничего нельзя переделать, и предупредить тоже невозможно – но представляете, какая возможность ЗНАТЬ. Не искать обрывочных документов из уничтоженных архивов, не восстанавливать по крупицам и не мучиться сомнением в достоверности данных – или просто раздражением от их скудности. А пройти, увидеть и знать. Про всех-всех-всех, самое обычное и простое: как жили, что делали, откуда пришли и что было потом.
Из далёкого-далёкого детства – в возрасте 2-3 лет, когда меня отправили жить в деревню к родителям отца – остались обрывочные воспоминания, в основном смутные и размытые. Хотя есть и такие, которые похожи на прекрасного качества фотоснимки: чёткая картинка, запомнившаяся до мелочей. Но к чему она, откуда взялась и почему запомнилась? Этого память не сохранила. Вот бы ещё раз, вот бы на мгновение, или на пару минут – поглядеть, понять, что же тогда было такого, показавшегося важным, нужным, чтобы сохранить…
А может быть, так и должно быть? Мы мало помним из своего раннего детства, да и вообще из того короткого периода, когда ещё не нужно было идти в школу и жизнь была похожа на один длинный-длинный день со множеством впечатлений. Они перемешались, смазались, частью позабылись и теперь поди разберись в этой пёстрой мозаике.
Вот и история для человечества – не такое ли детское воспоминание? Чем дальше эпоха, тем скуднее сведения. Забывается плохое и страшное, остаются только романтика, красота, идеализированные представления. Мир, которого, может быть, никогда не было. И сумей мы попасть туда даже в качестве простых зрителей – не разочаровались бы? Ай-яй, как же так, рыцарь оказался мужланом, к тому же ещё и с замашками негодяя… Ай-яй, ковбой пристрелил задиру просто по пьяной лавочке, а не заступаясь за беззащитных горожан… Ай-яй, всё оказалось настолько прозаичным, что и говорить не о чем…
Впрочем, я, конечно, утрирую. В прошлом много, очень много, безумно много интересного. Даже в этой прозаичности. И я достаю из альбома памяти одно из своих «фото»: пасмурный день, тянет свежестью прошедшего ночью дождя, повисшего с утра тумана и мокрой коры старой груши. По резному козырьку высокого крыльца, медленно набирая вес, скатываются и падают на землю тяжёлые капли воды. Дед в наброшенном на плечи пиджаке – казалось, он вообще не меняется с возрастом – сидит на табуретке, с довольным видом поглядывая через забор на улицу и дымя самокруткой. Бабушка стоит в дверях и ворчит, что, мол, вытащил ребёнка на сырость, хоть бы куртку надел, застудишь – и кутает меня в свой тёплый платок. Осень. Наверное, моя первая осень в деревне.
С тех пор так и оставшаяся самым любимым временем года.

@настроение: Воскресная публицистика

01:21 

«Скоро осень»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Я прямо так и представлял, как озаглавливаю именно этими словами последний текст уходящего лета. Потому что впереди сентябрь – у кого-то это месяц, когда снова начинаются привычные хлопоты, школа, вуз, и вся связанная с ними суета. Для кого-то это просто окончание летнего отдыха, отпуска, веселья и удовольствий. Снова в «рабочий режим дня», снова неделя из будней в ожидании выходных и не очень любимые утра понедельников в начале недели следующей. Хотя, конечно, кому как, ведь бывает, что и работа по душе, и ходишь туда с удовольствием. У меня, правда, такого не случалось, но сказывали, что есть.
В моём небольшом мирке сентябрь – это начало осени. Не больше и не меньше. Не больше – потому что многие не любят это время года: «Ну, осень. Ну и что?» Не меньше – потому что это первый из трёх месяцев, долгих-долгих, и в то же время быстротечных, когда можно будет как будто впитывать в себя туманы, дожди, опавшие листья, запах сырой коры и хмурое серое небо. И вот этим не каждому по вкусу бальзамом врачевать души, свою – обязательно, чужие – если получится.
Я хотел начать этот текст заголовком «Скоро осень», хотя сегодня последним «прости» уходящего лета стала полная смена планов по погоде. В результате чего, на самом деле, заголовок стал неактуальным.
Осень пришла к нам в ночь на субботу моросящим дождиком. Он стучался в окна, барабанил по крыше, и повесил повсюду пелену водяных капель. Так что вид из моего окна – на забор сада, ветки старой яблони и соседскую трубу на фоне затянутого тучами рассветного неба – стал ещё больше атмосферой своей похож на викторианский Лондон. Ощущение усиливалось за счёт Конан Дойла в моих руках (увы, как не растягивал удовольствие, но до конца книги осталось совсем-совсем чуть-чуть).
Сегодня осень окончательно поменялась с летом местами – видимо, проверяя, насколько люди готовы к её появлению. Люди, ещё недавно ворчавшие на жару и просившие дождя, теперь так же недовольно ворчали на дождь. А он лил, бесновался в порывах резкого южного ветра и кружился над крышами вместе с раскатами грома и вспышками молний. Хотя когда я дважды выходил сегодня в сад – поиграть и покормить пса – дождь разом затихал. Может быть, он знал, что для меня такая погода как раз в радость? И ещё, как ни старался дождь, на улице по-прежнему очень тепло, будто земля всё отдаёт и никак до конца не может отдать накопленный за лето жар.
Единственное, что нарушила пришедшая осень, это планы на уже наступившее воскресенье. Хотя и здесь не обошлось без замены: нарушились одни планы, тут же вырисовались другие, и оказались, что с этими другими планами мне удастся успеть больше, чем планировалось, а раз уж не получается одно – лучше с пользой сделать другое. Поэтому, видимо, вместо выходных у меня намечается продолжение «рабочей» недели, но это где-то даже приятно. Просто потому, что хочется поскорее разобраться со своим клубочком вопросов, чтобы, наконец – уже настоящей осенью – выбраться в город. Может быть, с фотоаппаратом, если будет к тому настроение и позволит вездесущий дождь. В конце концов, прошлая осень оказалась удачливой на снимки, почему бы этой не стать ещё удачливее?
А ведь, кажется, что прошлая осень была буквально вчера.

@настроение: Воскресная публицистика

04:53 

«Фельетонная мелочь»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
A: Извини, отвлекли. Спускался в погреб за картошкой.
B: Везёёёт… Там прохладно…
ICQ


В первую очередь: отбой, уважаемые читатели-книголюбы. Седьмой том Зощенко сегодня благополучно добрался до моей полки. Каким-то чудом последний экземпляр этой книги отыскался на одном из складов магазина, был выставлен в продажу он-лайн и благополучно мною там замечен. Ничего не сорвалось, заказ оформили, упаковали и отправили безо всяких накладок, сегодня я не спеша прополз половину города по сорока с маааленьким хвостиком жары и забрал книгу в представительстве. «Каковой радостью и спешу поделиться…»
Поскольку новостей никаких нет, а по поводу очередной книги или фильма поговорить ещё не пришло время, займу вас историями. Не сказками, нет, сколько уж в облаках витать… Просто из жизни. Несколько набросков для развлечения в выходной день, как раз в духе Михаила Михайловича: всё тут правда кроме вымысла.

Картина раз

Картина два

Картина три

Вот так и живём. Хоть снимай и на YouTube выставляй. Богата земля русская чудаками...

@настроение: Воскресная публицистика

19:09 

«С юбилеем Вас – Граф, Мессир, Актёр»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Вениамину Смехову сегодня 70 лет. Стыд и позор, но я сам узнал об этом лишь пять минут назад, и спешу поделиться хорошей новостью. Мы ведь вообще в последнее время всё что-то больше о плохом – пожарах, жаре, смоге, новых «милицейских» и старых рындах… А ведь на свете есть и хорошие вещи, и именно в такое время стоит говорить о них, потому что не может человек, в конце концов, постоянно жить в окружении негативных новостей.
Семьдесят лет Атосу. Разумеется, Атосу, ведь, несмотря на десятки сыгранных ролей, Смехов всегда был и остаётся для зрителя в первую очередь графом де ла Фер. Как Ливанов стал русским Шерлоком Холмсом, так и герои Дюма для многих (не для всех, разумеется) воплотились в четвёрке мушкетёров, собранных Хилькевичем. В четвёрке первого трёхсерийного фильма, ибо остальные – «не то, не то, не то». Они далековаты от канона, ещё дальше от «духа» книги, и разве что ощущение тоски и потерянных идеалов, которые присутствуют у самого Дюма, передано очень точно в фильмах-продолжениях «Трёх мушкетёров».
Но мы – о хорошем. Первый фильм был хорош, а Атос – Атос просто великолепен. При всём уважении к остальным актёрам, вложившим в роли не меньше души и таланта, Смехову словно бы и не пришлось играть. Ничего удивительного, что Хилькевич с первого же взгляда увидел в нём Атоса. И потому в фильме достаточно было одного кадра: взгляд, жест, слово – и перед зрителями появлялся граф де ла Фер. В лучшей своей ипостаси: когда не был пьян (что у мэтра Александра, помним, случалось нередко) и когда не придавался хандре (что обычно сопутствовало вину).
К слову о вине, хотя здесь я уже рискую перейти в махровый субъективизм – лучшей из частей первого фильма является заключительная, а одной из лучших сцен – та самая в трактире, с «Есть в графском парке чёрный пруд…» И не важно, что поёт не Смехов: в этой сцене нет ни актёров, ни композитора, ни даже исполнителя… Есть Атос, рассказывающий свою историю д'Артаньяну, и есть песня, в которую превратилась история. Да простят мне поклонники Дюма (тем более что сам я крайне уважаю и ценю творчество мэтра), но Хилькевич смог снять эту сцену так, что поднял её на несколько ступеней выше даже самого оригинала.
Кажется, кто-то из греческих мудрецов сказал, что человек учится всю свою жизнь. И для меня, хоть это и прозвучит несколько пафосно, большая честь считать одним из своих учителей графа де ла Фер. Таким, каким его сыграл Вениамин Борисович Смехов, талантливейший Актёр с большой буквы.
С юбилеем вас, Граф, Мессир, Актёр.

@настроение: Юбилей Вениамина Смехова

00:03 

«Вести с полей»

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Мы на первых полосах новостей, но с новостями совсем не радостными. Горим, братцы.
С утра это выглядело как фантасмагорическое зрелище: столб дыма, поднимавшийся далеко-далеко на востоке за городом. Будто очень большой ребёнок небрежно растёр ластиком карандашный набросок. Чёрно-бело-серое облако расползалось, теряло чёткость очертаний и затягивало небосклон. Справа – голубое, раскалённое солнцем небо, слева – мутная непроглядная пелена. Я даже, грешным делом, подумал вернуться домой за камерой: когда ещё застанешь такое зрелище?
Не вернулся, потому что «зрелище» очень быстро обросло совсем незрелищными подробностями. МЧС не знает толком, что именно и где горит, просто потому, что вокруг города кольцо. Кольцо огня – там, где ещё вчера-позавчера были леса, лесопосадки, дачи, частная застройка пригородов, санатории, турбазы, пионерлагеря. С утра ураганный ветер корчевал деревья по городу, а за городом тот же ветер быстро растягивал огонь, превращая малейшую искорку в столб пламени.
Право, мне помстился топографический кретинизм, когда в автобусе наперебой называли самые разные очаги возгорания. Оказалось – ничуть. Оно всё горит. ВСЁ. С четырёх сторон света на город идёт огонь, и это, братцы, действительно страшно.
В теленовостях всё выглядит как-то отстранённо, будто вроде и не в реальности происходит. Привыкли мы к «чернухе», и зрителей нынче трудно удивить. Другое дело, когда видишь собственными глазами. Гарью пахнет даже в центре, дымное облако висит над главной площадью. Нет, не гарью – запахом сгоревших дров в камине или печке. Только где же видели такую печку…
На юго-востоке, за рекой, за заводскими кварталами и высотками – лес, посёлок, городская больница и дачи. В посёлке уже семнадцать сгоревших домов, больницу эвакуируют, по слухам, начинаются сбои с электричеством в ближних районах. На юго-западе – снова лес вдоль берега водохранилища и дачи, всё настолько тесно застроено и засажено, что деревья местами чуть не смыкаются над двухполосной дорогой. На северо-востоке заповедник и турбазы вдоль реки, там же пионерлагеря – и дальнего, как говорят, уже не досчитались. Детей и отдыхающих срочно вывозят из опасной зоны. На северо-западе авторынок, за ним горит лес. Участок федеральной автострады «Дон» закрыт из-за непроглядного дыма, движение идёт напрямую через город, к вечеру стали скапливаться пробки. И это – только по разрозненным обрывкам новостей и «информации, пока не подтверждённой».
Паники особенной не видно, но на первые столбы дыма утром народ поглядывал тревожно. Серое и чёрное перемежалось белым – видимо, в тех местах и в те периоды, когда пожарным удавалось сбить пламя. Но ветер, бешеный ветер, снова его раздувал, нёс по улицам мелкие камушки, ветки, мусор, запах огня и страха. К вечеру на рынке можно было услышать: «Господь карает за грехи наши…» Ну, если считать глупость грехом – то да. Если считать грешником от рождения невменяемого бугая, потащившегося в такую жару с мангалом в лес, или впавшую в маразм старушенцию, затеявшую сжигание мусора на своём участке – то да. Хотя мне это больше напоминает перекладывание с больной головы на здоровую: так подгадить самим себе могут только люди.
Под вечер снова заполыхало, в сумерках видно зарево и – по сравнению с дневными – тонкий столбик дыма. Горит снова где-то в направлении больницы на юго-восточной окраине города. Радует, что ветер стих, и на землю уже два-три раза срывались редкие капли дождя. А нужен ливень, настоящий, сильный ливень, чтобы закончить всё это сегодня.
Но его пока нет.

@настроение: No comments

Записки профессора Мориарти

главная