17:41 

«Записки черногорского бродяги. Часть 4. Тесть всей Европы»

Comte le Chat
Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Так прозвали Николу I Петровича, первого, единственного и последнего короля Черногории, личность незаурядную и сложную. Бесспорны в его биографии два факта. Во-первых, Никола был страстным и опытным политиком, более полувека его правления – это эпоха расцвета для маленького балканского государства. Во-вторых, он действительно по праву заслужил прозвище «тесть всей Европы», поскольку благодаря бракам своих многочисленных дочерей породнился практически со всеми европейскими правящими династиями.

Именно при короле Николе Цетинье превратился в важный дипломатический центр. Городок этот и сегодня можно обойти за пару часов буквально весь, но в начале XX века здесь помещалось целых 11 дипломатических миссий, причём часть из них построили для себя роскошные дворцы (прямо скажем, роскошнее, чем резиденции черногорских князей). Если хотите полюбоваться на европейскую архитектуру начала прошлого века, ту самую, до Первой мировой войны – поезжайте в Цетинье. Почему? Да потому, что каждая страна строила здесь резиденцию на свой лад. Вот вам Санкт-Петербург, а рядом Париж, от Лондона тут пару минут ходьбы до Рима, Стамбул соседствует с Софией, есть Вена, Брюссель и много чего ещё.

Мы были в Цетинье в самом начале сентября, но не трудно представить, насколько красив этот город в разгар осени, когда его улицы-аллеи полыхают всеми оттенками увядающей листвы. Или весной, когда всё это зелёное великолепие цветёт и благоухает. Город не просто маленький, он крошечный, и на удивление малолюдный: даже туристов здесь не так уж много, особенно если отойти чуть подальше от Цетиньского монастыря, дворца короля Николы и бывшего болгарского посольства, возле которых собирается основная масса экскурсионных групп. Например, в северо-восточной части города, рядом со зданиями бывших итальянской и австро-венгерской дипломатических миссий, вообще почти не встречается туристов, да и местных жителей очень немного.

По сути, в городе всего две «центральных» улицы, протянувшихся с юго-запада на северо-восток. Очень удобно: начинаешь осмотр с первой, а заканчиваешь по второй, причём если при взгляде на туристический план (информационный киоск для туристов есть напротив монастыря, рядом с мини-рынком) такая прогулка кажется чем-то запредельно масштабным, то на деле всё оказывается очень даже скромно и как-то по-домашнему уютно. В Цетинье через полчаса начинает казаться, что ты уже жил здесь, или запросто мог бы жить. Будь я писателем и потребуйся мне «материал» для книги об эпохе 1900-1910-х годов – я бы приехал писать сюда.

Кстати о рынке. Как уже говорил, сувениры в Цетинье на порядок дешевле, чем в том же Которе, поэтому если в ваших планах стоит посещение старинной черногорской столицы – не спешите закупаться магнитами, кепками и прочей мелочью на побережье, на цетиньском мини-рынке найдётся всё то же самое и даже больше. Например, только здесь я видел забавные фигурки черногорских осликов; на этих трудягах до появления нормальных дорог осуществлялись все перевозки по горным тропам княжества. Ещё в Цетинье можно приобрести великолепные иконы. Кружки, майки, полотенца, брелки, стопки – всё это, разумеется, в наличии, и, по словам продавцов, большая часть товаров – работа здешних мастеров, не Китай. Судить не берусь, но что точно производится «на месте», так это красивые колокольчики, подковы и прочая бронзовая мелочь, которой торгует кузнец в лавке-кузнице рядом с бывшим турецким (если мне не изменяет память) посольством, почти напротив дворца короля Николы. Найдёте, не заблудитесь: только у него прямо на улице стоит небольшой горн и стенд с готовой продукцией, и только там сидит колоритный могучий старец со снежно-белой бородой – сам кузнец.

Пожалуй, соглашусь с утверждением некоторых путеводителей, что в Цетинье нет смысла приезжать больше, чем на день-два. За день можно легко осмотреть весь городок, за два – городок и экспозиции всех его музеев (хоть их здесь и достаточно много). «Штаб-квартирой» для поездок по Черногории Цетинье тоже не сделаешь: дорог сюда всего две, новая поднимается из Будвы, именно по ней едут автобусы, а старая идёт напрямую от Котора, это та самая знаменитая «лестница Каттаро». Оба маршрута очень живописны, но каждый занимает примерно часа полтора-два, потому что дороги постоянно петляют на горных кручах и вести по ним машину – далеко не такое большое удовольствие, как может показаться.

Мы посвятили Цетинье целый день и уехали с последним автобусом, нагруженные покупками, усталые, но довольные. Кстати, на цетиньской автобусной станции нет ни касс, ни расписаний. Тут же работает небольшой продуктовый магазинчик, но хозяин не говорит ни по-русски, ни по-английский. Картина забавная: на станции толкутся туристы, среди которых две русские девушки с видом королев, русская же пожилая семейная пара, смущённо и с опаской поглядывающая по сторонам (потому как на улицы уже опустились ощутимые сумерки), пара бодрых немцев, явно студентов с их вечными рюкзачками – и мы.

Пока немцы высматривали попутку, семейная пара торговалась с таксистом, а девушки явно склонялись к тому, чтобы ехать с ними и сэкономить на такси, мы, переглянувшись, быстро прикинули, что такси нас не устраивает. Черногорец, с любопытством рассматривавший туристов из своего пластикового кресла на пороге магазинчика, как я уже сказал, не знал ни слова, ни по-русски, ни по-английски – но когда это нас останавливало? Через пять минут мы с приятелем уже знали, что автобус на Котор вот-вот подойдёт, что он не будет заезжать на автовокзал Будвы, а просто пройдёт через город, и что на сегодня это последний автобус в нужном нам направлении. С видом бывалых путешественников мы остановились у края тротуара в ожидании автобуса. Разговор наш с продавцом, естественно, был хорошо слышен и остальным путешественникам, так что вскоре весь «отряд» выстроился позади нас.

К слову, «фишка» черногорского автобусного сообщения: нет одинаковых цен и расстояний. Точнее, цены будут разные в зависимости от компании-перевозчика и класса автобуса. Подробности системы покрыты мраком тайны, но по факту получается, что, во-первых, проще «ловить» автобусы на остановках в городе, чем целенаправленно идти на станцию и покупать билеты – хотя в таком «лове» всегда есть риск, что не окажется свободных мест, и всю дорогу вы будете стоять. Во-вторых, кондиционерами оснащены даже явно «немолодые» автобусы в Черногории, и ездить в них на порядок приятнее, чем в российских городских и междугородних автобусах. Правда, есть один недостаток: ходят очень недолго, примерно до 19-20 часов, поэтому и в Цетинье, и в Херцег-Нови, мы лишь по большому везению успели на последние автобусы. Впрочем, всегда остаётся вариант такси, реклама популярного черногорского Red Taxi развешана повсюду и цены у них вполне приемлемые.

Вообще, как я уже говорил, Черногория на меня произвела впечатление страны очень культурных водителей. На первый взгляд весь транспорт тут летит, сломя голову – но на самом деле черногорцы водят предельно аккуратно и осторожно. Просто они привыкли к этим серпантинам, туннелям и узеньким двух- (а то и однополосным) разъездам, для них это нормальные условия движения и черногорцы чувствуют себя на родных дорогах как рыбы в воде. Недаром трассу, соединяющую Котор с центральной частью Черногории, проложили только в конце XIX века – а до тех пор «лестница Каттаро» действительно была лестницей, гигантскими ступенями-зигзагами, по которым от итальянского побережья в славянские горные долины поднимались караваны мулов. И там, где иностранцы дрожали при виде узеньких тропок и неприступных круч, черногорцы спокойно вышагивали, словно по аллее парка. «Если проложить дорогу, то там, где пройдёт повозка, пройдут и пушки», – говаривали они. Кстати, были правы: именно по этим дорогам в 1914-1915 годах потянулись колонны австрийских войск, но это уже совсем другая история.


Мансарды и балкончики - самые романтичные детали черногорской архитектуры.


Несколько видов Цетинье. Монастырь, посольства и просто домики.


И как же без черногорской живности :laugh:

@настроение: Воспоминания о путешествии

URL
Комментарии
2013-12-08 в 22:11 

Дрянн@я
Я заболел, но хворь преодолел...
Ваши воспоминания всегда интересны, сударь:shuffle:

2013-12-08 в 23:09 

Comte le Chat
Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Дрянн@я
А мы снова на "вы"? ;-)
P.S.: постараюсь закончить рассказ о Черногории в этом году :laugh: На очереди Киев :)

URL
2013-12-09 в 10:05 

Дрянн@я
Я заболел, но хворь преодолел...
Будем ждать:)
Мне просто нравится обращение "сударь", по отношению к тебе! :shuffle:

2013-12-09 в 10:07 

Comte le Chat
Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Мне просто нравится обращение "сударь", по отношению к тебе!
Как скажешь :)

URL
2013-12-10 в 11:06 

Дрянн@я
Я заболел, но хворь преодолел...
Разрешаешь?:shy:

2013-12-10 в 15:42 

Comte le Chat
Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Конечно))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Записки профессора Мориарти

главная