Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
00:49 

«Байки киевского пешехода. Часть 3. Мастер и Маргарита»

Comte le Chat
Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Удивительное дело: в Москве я был уже несколько раз, по делам и проездом, но так и не добрался до булгаковских мест. Не видел ни «нехорошей квартиры», ни Патриарших прудов, да и вообще, несмотря на огромное желание («вот обязательно, непременно, в следующий раз…») побывать там, где прошли персонажи «Мастера и Маргариты», с приближением новой поездки именно этот пункт плана напрочь вылетает из головы. Зато свой второй день в Киеве я начал именно с визита к Михаилу Афанасьевичу.

За порогом прохладного гостиничного вестибюля меня встретили разгорающийся жар июльского утра и запах. Украинская столица из тех городов, что обладают собственным ароматом, смесью разных нот, родившейся именно здесь и именно в таком сочетании – словно уникальная визитная карточка. Киев пахнет цветами, мёдом, кофе, листвой лип и тополей, немножко сыростью подворотен и политого водой асфальта, и совсем чуть-чуть – тонким, едва уловимым ароматом истории и пыли, идущим от старинных домов, которые дремлют вдоль улиц, перебирая в уме свои истории и тайны.

Лето, ранний час и будний день сделали своё дело: вчера ещё людные улицы казались полупустыми, народу было мало даже в парке Шевченко, а первые туристические группы я и вовсе встретил только у Софийского собора. В него, кстати, заглянуть так и не довелось – надо ведь что-то оставлять и «на потом», чтобы возвращаться и открывать для себя еще не виденное и неизведанное. Поэтому, миновав соборную площадь и сфотографировав на память монумент грозному Хмелю, я по Владимирской улице бодро зашагал к Андреевскому спуску.


Андреевская церковь и Андреевский спуск

Нужно сказать, что Спуск для Киева – всё равно, что Старый Арбат для Москвы. Такие уголки есть в каждом более-менее крупном городе, включая Воронеж, и ориентирован здешний торг преимущественно на туристов, предлагая богатый выбор сувениров, из которых около трети – хлам и бессмысленные пылесборники. На части изделий попадается маркировка «Made in China», хотя европейцам, насколько я успел заметить, всё равно: они счастливо волокут домой «казачьи» булавы, «настоящие» шашки и бебуты, «советские» будёновки, а также магниты, посуду и прочие мелочи. Встречается хендмейд – браслеты, бусы, изделия из кожи, керамика; прямо под Андреевской церковью каждый день разворачивается целая картинная галерея, где вполне можно подобрать что-нибудь достойное, если как следует побродить и покопаться в предлагаемых полотнах.

Для меня вопрос «что привезти из поездки?» всегда огромная проблема. Тащить стандартную атрибутику, которая затеряется где-нибудь на полках или в тумбочках, кажется бессмысленным. Найти же что-то особенное и действительно стоящее – та ещё задача, но пока мне везло, и в Киеве искомое обнаружилось именно на Андреевском спуске. Правда, случилось это только на следующий день, поскольку в первый свой визит сюда я лишь присматривался, принюхивался и прислушивался к ритму, в котором живёт эта улочка и весь город. Кроме того, меня поначалу больше интересовал музей Булгакова, ведь именно в этом домике на углу была в какой-то мере прожита великолепная «Белая гвардия», и отсюда же невидимые, но прочные ниточки человеческих судеб тянутся к бессмертной рукописи «Мастера и Маргариты».


Михаил Афанасьевич собственной персоной

Булгаковская экспозиция определённо стоит того, чтобы её посетить. Рассказывать о сути и замысле создателей этого уютного музея не буду, чтобы не «испортить аппетит»; скажу лишь, что это интересно, это стоит увидеть своими глазами и это не занимает много времени, поэтому доступно даже крайне занятым туристам, или тем, кто терпеть не может музейные витрины. Витрин тут, к слову, нет вообще. С Андреевского спуска я затем отправился обедать на Контрактовую площадь – большую часть её в то время занимала развернувшаяся стройка, так что вид со второго этажа «Пузатой Хаты» был не так хорош, как мог бы – после чего добрался до старинного фуникулёра, соединяющего набережную с Владимирской горкой.

Кстати сказать, фуникулёр в Киеве стал первым подобным сооружением, на котором я с удовольствием прокатился. Сказать ещё больше: именно на киевском метро мне довелось постигать науку пользования метрополитеном – в родном Воронеже подземки нет, у нас даже прекрасно развитую трамвайную сеть умудрились угробить на корню. Так что поездка в Киев стала ещё и в каком-то смысле обучением, которое очень пригодилось позже, в Москве и Стамбуле. Ну а на Владимирской горке у меня, наконец, впервые за три дня нашлось время на то, чтобы спокойно выкурить трубку и понаблюдать за киевлянами не на ходу, в суматохе улиц, а неспешно и со стороны.

Киев очень красивый город, но если выбирать среди его зданий, храмов, памятников, улиц, парков и прочих достопримечательностей, ни одной из них не смогу отдать пальму первенства. Потому что самое красивое в этом городе – его девушки. Безусловно, все они разные, но у каждой второй, а то и первой изумительные глаза: живой взгляд, открытый, чуть дразнящий, любопытный, не затянутый пеленой скуки, пресыщенности, пустоты. Тут вам и булгаковская Маргарита, и гоголевские панночки, и ведьмы, и святые, и ещё что-то такое, что не передашь словами и не уловишь мыслью, но что заставляет оборачиваться вслед и долго провожать взглядом торопливо шагающую фигурку. В музее в Пирогово двух девчат, присевших отдохнуть на большом камне у дороги, проходящий папа на вопрос маленькой дочки, кто это, назвал «казачками», и ведь вернее не скажешь: казачки и есть. Такие глаза и такую красоту – неброскую, не по канонам глянцевых журналов, силиконовых имплантатов и ботоксных корректировок – я встречал только в Киеве да у нас на Дону, причём лишь в маленьких районных городках, людей из которых ещё не успел испортить современный ритм жизни.

Размышления на эту тему прервала улыбающаяся во весь рот пожилая дама, решительно настроившаяся отвратить меня от вреда курения и привести в лоно истинной веры. В Киеве с этим явный перебор: разного рода «свидетели», «последователи» и «пророки», как говорил Том Сойер (правда, по другому поводу): «Так и кишат, так и прыгают!» Город заполняют сотни сектантов всех мастей, в большинстве вполне мирных, но очень назойливых, готовых полчаса следовать за вами, разглагольствуя о религии и спасении, и отказывающихся понимать вежливые намёки на занятость и недосуг вести теологические диспуты. К счастью, от меня подобные личности отстают достаточно быстро – уж не знаю почему.

Солнце скрылось где-то за вокзалом и памятник князю Владимиру, Днепр, проблёскивающий широкой водной гладью между густой листвой деревьев, тропинки на террасах и гудящая где-то ещё ниже машинами невидимая набережная стали погружаться в мягкие летние сумерки. На Михайловской площади у памятника княгине Ольге усталые ребята – два парня и девушка – весь день предлагавшие туристам сфотографироваться с голубями и пожертвовать что-нибудь на корм птицам, прогуливались, о чём-то беседуя. В сторону Андреевского спуска направлялась молодая компания, по временам с их стороны долетал весёлый смех. Я свернул на Михайловскую, резво под горку спустился до Майдана – кажется, ставшего ещё более людным и шумным с приближением вечера – пересёк его и Крещатик, и по знакомой уже улице Городецкого направился в театр Ивана Франко: в моём кармане лежал билет в партер на спектакль «Урус-Шайтан».

Киев в плане театра это великолепная актёрская игра – по крайней мере, в постановках, которые мне довелось увидеть – и удивительно недорогие билеты. За ту же сумму в Воронеже можно попасть далеко не на все спектакли даже на балкон, не говоря уже о заезжих гастролёрах, цены на представления которых вообще взлетают куда-то в поднебесье. Я далеко не театрал, но случись мне жить в Киеве – чувствую, выбирался бы на спектакли не реже раза в неделю. При этом театр Ивана Франко, как бы ни обидно это прозвучало по отношению к другим площадкам, вне конкуренции: три часа истории о жизни Ивана Сирко, кошевого атамана войска Запорожского, пролетели как одно мгновение. Это великолепно и незабываемо, это стоит увидеть даже тем, кто предпочитает любой сцене экран кинотеатра или вовсе никогда не бывал в театре. Если не попадаете на «Урус-Шайтана» – постарайтесь застать «Швейка», ну а если и с ним не повезло – идите на любое из представлений, сдаётся мне, здешняя труппа держит высокую марку во всех постановках.

Я возвращался в отель, медленно бредя по Станиславского и Заньковецкой, провожаемый мягким светом ночников в окнах уже задремавших домов и вдыхая киевский медово-цветочный аромат. Глухо процокали каблучки и мимо торопливо прошла одна из булгаковских Маргарит, оставив после себя тонкую нотку сладких духов и тающий в сумерках стройный силуэт в окружении пушистого облака волос. Мне уже было ясно: из всех городов, в которых довелось побывать, Киев – самый «мой», самый близкий, пришедшийся по душе так, словно давно знал его и просто вернулся сюда после долгого отсутствия. Позади снова послышались приближающиеся шаги, и молодая пара остановилась рядом, явно приняв меня за местного жителя:
- Простите, не подскажете, как пройти на улицу Богдана Хмельницкого?
- Айн момент… - я полез в сумку за своей туристической картой. – Мы с вами в самом начале Прорезной, стало быть…

@настроение: Воспоминания о путешествии

URL
Комментарии
2015-01-16 в 13:40 

Настасья Филипповна 2.0
Себе самой я с самого начала то чьим-то сном казалась или бредом, иль отраженьем в зеркале чужом, без имени, без плоти, без причины (А.А.)
Чудный рассказ, будто снова побывала там, спасибо :smiletxt:

в Москве я был уже несколько раз, по делам и проездом, но так и не добрался до булгаковских мест
а мне однажды в пять утра экскурсовод булгаковского музея предложил пополнить своей скромной персоной их братию :laugh:
именно этот пункт плана напрочь вылетает из головы
а я, наоборот, первым делом иду на Садовую, чтобы Мастеру письмо отправить, прям такое вот духовное богатство, что и чистым спиртом не пропьёшь :facepalm:

И, пользуясь случаем, хочу сообщить, что вчера, наконец, получила Вашу открыточку! Спасибо большое! Так всё красиво, и столько марок на конверте!.. :goodgirl:

2015-01-16 в 16:07 

Comte le Chat
Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Настасья Филипповна 2.0
Чудный рассказ, будто снова побывала там, спасибо
Всегда пожалуйста :)
а мне однажды в пять утра экскурсовод булгаковского музея предложил пополнить своей скромной персоной их братию
Это признание и слава ;-)
а я, наоборот, первым делом иду на Садовую, чтобы Мастеру письмо отправить, прям такое вот духовное богатство, что и чистым спиртом не пропьёшь
Стыдно признаться: я даже до Садовой не добрался, чтобы просто там побродить :shy: Но ещё надеюсь исправиться))
И, пользуясь случаем, хочу сообщить, что вчера, наконец, получила Вашу открыточку! Спасибо большое! Так всё красиво, и столько марок на конверте!..
Очень рад :) Как-то припозднилась она, я рассчитывал, что хотя бы на недельку пораньше придёт =)

URL
2015-01-18 в 11:07 

Дрянн@я
Я заболел, но хворь преодолел...
Интересно)

2015-01-18 в 19:30 

Comte le Chat
Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
URL
2015-07-11 в 00:45 

Мари Анруа
"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
очень интересно) и тема ...любимая МиМ

2015-07-11 в 16:24 

Comte le Chat
Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Записки профессора Мориарти

главная