«Байки киевского пешехода. Часть 4. «…запах этот начал преследовать прокуратора…»

Comte le Chat
Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Хорошо помню, как Котор пах морской солью и нагревшимися на солнце пыльными камнями. Стамбул, если не считать Египетского базара и Золотого Рога, не обладает собственным ароматом. Киев, напротив, постоянен и потому узнаваем – сладкие цветочные ноты переплетаются здесь с тонкими, аккуратными вкраплениями только что сваренного кофе и разогретого на солнце асфальта. Немножко пыльный, но сильный, аромат этот повисает над улицами с раннего утра, и только ночью взамен асфальта в стройную симфонию запаха вливаются прохлада и свежесть.

День пролетел быстро и сумбурно – я встретился с Интернет-знакомыми, с утра пораньше побродил в Национальном музее истории Украины (попутно сделав для себя вывод, что почти все исторические музеи, в общем-то, одинаковы, и от страны к стране лишь чуть меняются тематика и акценты). На Андреевском спуске всё-таки решился и купил две замечательные картины с котом Бегемотом и кошкой Масяней – как отрекомендовал мне их автор, художник Олександр Осипенко (у него же, к слову, парой дней позже взял и забавные магнитики на сувениры). Добрался до Лавры, оттуда вернулся на Владимирскую горку и закончил вечер опять в театре имени И. Франко, на этот раз посмотрев изумительную интерпретацию «Швейка».

Засев в полюбившееся кресло на террасе «Шоколадницы» в первом этаже «Кооператора» и выкурив первую трубку, я как раз изучал туристическую карту города, прикидывая, куда отправиться дальше. В запасе было ещё несколько дней, которые хотелось потратить с максимальной пользой – и тут на глаза мне попалось уже один раз прочитанное в первый день пребывания в Киеве коротенькое описание музея народной архитектуры в Пирогово. Вспомнив, с каким восторгом обе мои киевские знакомые описывали этот музей и однозначно рекомендовали его для посещения, я быстренько проверил маршрут добиралова и, как человек, уже освоившийся с метро, решил, что ничего сложного в такой поездке не будет.

Во-первых, я сильно ошибался.

Метро в Киеве великолепное – компактное, чистое, быстрое и удобное. Другое дело автобусы. Они тоже компактные, в общем-то чистые, но далеко не быстрые и совершенно не удобные. Этот шайтан-девайс на четырёх колёсах, по размерам напоминающий уменьшенный ПАЗик, но при этом загруженный, что твой ЛиАЗ, ходит, кажется, как и когда ему вздумается. Список маршрутов на сайте музея оказался практически бесполезен – наивно решив, что от «Лыбидской» будет добраться быстрее всего, ибо она ближе к музею, чем прочие станции метро, я выгрузился из подземки и рысью отправился на поиски транспорта.

Пять минут. Десять минут. Пятнадцать минут. Опрошены девушка-продавец в павильончике на выходе из пешеходного перехода, две приветливые бабушки на автобусной остановке, два водителя проезжавших мимо автобусов и даже сотрудник ДПС, дежуривший на противоположной стороне улицы у ТЦ «Океан». Шесть человек – шесть разных мнений, есть ли вообще автобус или его нет, проходит ли он здесь или уже поменял маршрут. Пока, наконец, третий водитель, похожий на запорожского казака с роскошными усами и в очках Терминатора басовито заявил мне на певучей украинской мове, что автобус-то есть, «але…» Давай, в общем, я тебя, земляк, подброшу до соседней остановки через три, вот там точно должны проходить два маршрута на Пирогово, а здесь он один и придётся подождать. На мои робкие возражения, что, мол, уже полчаса тут кукую, он лишь добродушно усмехнулся – видимо, в понимании киевлянина это было не ожидание, а так, разминка. В этот момент искомый кроха-шайтан, пыхтя и отдуваясь под весом плотно набившихся в него пассажиров, подкатил к остановке. «От саме твій!» – ткнул в него пальцем атаман и я, торопливо поблагодарив, запрыгнул, наконец, в нужный мне автобус.

Во-вторых, я лишь чудом успел в тот день увидеть весь комплекс.

На улочках и в домиках Пирогово

Позже нечто подобное было со мной и в Стамбуле (так что есть повод ещё вернуться в этот город). С Пирогово же получилось так, что попади я туда на полчаса позже – и не довелось бы осмотреть всю экспозицию, а она определённо того стоит. Прежде всего, потому что это именно музей, то есть в отличие от распиаренных туристических аттракционов в «народных» костюмах, с «народным» антуражем «народных» же деревушек здесь – только подлинники. Побитые жизнью и временем, свезённые со всех концов Украины и в большинстве своём требующие внимания реставраторов, на услуги которых выделяется явно небогатое финансирование. Однако даже в таком потрёпанном виде экспозиция внушает уважение и восхищение – многие из этих домиков, мельниц, усадеб и церквушек сохранили в себе трудно передаваемое словами, но хорошо уловимое очарование той земли, от которой их когда-то оторвали. Когда ты шагаешь по сектору «Подолье» – правда веришь, что оказался в Подолье. Попадаешь на просторы «Полесья», карабкаешься в «Карпатах», неспешно бредёшь по улочкам «Слобожанщины» (до замирания сердца напоминающей наши донские деревушки с такими же белёными хатами, погребами, клунями) – всюду разлито какое-то особое спокойствие, медлительная созерцательность. И это при том, что народу в музее изрядное количество, а в очереди в кассу пришлось подождать минут десять, пока улыбчивая женщина, похожая на мою троюродную тётушку, завидев меня, не выдала внезапно: «Вам понравилось? Вы же вчера у нас были, я вас помню!» На этом я окончательно поверил в магию Киева и, вооружённый картой, отправился странствовать по музею.

Избы, амбары, мельницы, лесенки...

Не буду описывать экспозицию подробно – хотя бы потому, что увидеть это своими глазами совсем не то же самое, что посмотреть фотографии и прочитать описания. А ещё можно (тихонько и втайне от смотрителей) потрогать руками потемневшее от времени дерево и старые камни, почувствовать, как под ладонью шепчет свои сказки Время. Мой осмотр начался с домиков 1960-1970-х годов в самой нижней части комплекса и потом, по мере того, как я забирался всё дальше и выше, уходя вглубь веков, менялись пейзаж и настроение. После людного перекрёстка у мельниц, с кафешками и многочисленными лоточниками, улочки Полтавщины стали отдыхом для глаз, а когда после Полесья миновал забавный старенький мостик и принялся подниматься по петляющей дороге в Карпаты – пришёл отдых и для души. В эту часть музея и именно этим маршрутом, похоже, добираются немногие, поскольку есть более пологая дорога через сектор с архитектурой севера Украины – но тем-то и хороша была выбранная тропа. По ней бодро шагали лишь я да два деловитых пенсионера, которых, похоже, тянуло вперёд то же самое неутомимое любопытство.

Немного Карпат и мельниц

Избы, амбары, мызы, водяная мельница – и вот дорога, до того взбиравшаяся вверх, вдруг нырнула с холма в долину, где расположился уголок Карпат, причём настолько естественно, словно не был перенесён сюда человеком, а всегда существовал на этом самом месте. Церковь на взгорке, вокруг неё – хаты из массивных бревён, с вырезанными над входными дверями христианскими символами, призванными защитить хозяев от всего недоброго. Та же нехитрая наивная резьба украшает и притолоки церквушки – Покровского храма из села Каноры, XVIII века постройки, как описывает его карта. Внутри, как и положено, иконостас, горят лампады и свечи, всё чинно и даже какая-то робость охватывает, когда спрашиваешь, можно ли снимать эту красоту. Потому что понимаешь – вот это настоящее, через этот истёршийся каменный порог веками шли поколения людей, они поставили эту церковку в далёком Закарпатье, и дела им не было до архитектурных изысков и стилей – нужен был храм.

Покровская церковь. Если когда-то я задумаюсь о том, чтобы обвенчаться со своей суженой - то будет это здесь

Даже сейчас, превращённая в музейный экспонат, эта церковь, как и другие в Пирогово, осталась именно храмом. Можно верить или не верить – тут уж каждому своё, я и себя едва ли могу отнести к сильно религиозным людям – но от таких зданий идёт огромной мощи энергетика, невероятный положительный заряд. Уставшие и нывшие ноги вдруг готовы дальше шагать и шагать по длинным пироговским тропкам, и забывается, что проголодался, и пересохшее от жары горло вдруг перестаёт покалывать после пары глотков воды. Я присел на взгорке и, глядя, как между домиками мельтешит группа детишек – для них какие-то студенты устроили нечто вроде исторического квеста – подумал внезапно, что накануне в Лавре было совсем иначе. Там мне, правда, не довелось спуститься в подземелья, но то, что на поверхности, давно уже не легендарная святыня, а просто аттракцион. Больший музей, чем Пирогово или Исторический – и при этом более нагловатый, что ли. Лотки на каждом пятачке главного двора, закусочные в бывших монастырских помещениях… Не то всё, неправильно как-то, хотя это, конечно, моё субъективное ощущение. Но, к примеру, позже в Михайловском монастыре – а от него до Лавры всего ничего – сразу было ясно, что это опять-таки церковь, но не потеха для скучающих туристов.

Ещё пироговские храмы и их дворики

Из Пирогово я уезжал в числе последних посетителей, закупившись сувенирами и бутылочкой превосходной медовой настойки. Мне даже нашлось сидячее место в автобусе и, посматривая в окошко, я как-то сонно отметил про себя, что на очередной спектакль в театр Франко, к сожалению, не попадаю – тот уже полчаса как идёт. Поэтому, добравшись до отеля и оставив покупки в номере, я снова засел в кофейне с трубкой, мятным чаем и планшетом. Список ещё не осмотренных киевских красот стремительно сокращался, но в запасе у меня оставалось несколько мест, которые хотелось бы посетить, а в сумке лежали билеты в театр Леси Украинки на следующий вечер – там должны были ставить авторскую версию «Дон Жуана» под интригующим названием «Завещание целомудренного бабника».